MICRA
руководство

Вариант с вариатором

Помимо традиционных АКП, сегодня все чаще приходится слышать о вариаторах. Что это за зверь, и с чем его едят?

В последние несколько лет интерес к вариаторам заметно возрос. Новые конструкции (точнее, «хорошо забытые старые») посыпались как из рога изобилия, и все больше машин оснащаются бесступенчатой трансмиссией вместо традиционного гидромеханического «автомата».

Первые клиноременныс вариаторы состояли из двух шкивов, между которыми был натянут ремень. Для изменения передаточного отношения половинки одного из шкивов сдвигались, выталкивая ремень на больший радиус, а другого, наоборот, раздвигались — ремень «проваливается» ближе к оси шкива. Правда, ремни были недолговечны: тысяч через тридцать их приходилось менять.

В конце 50-х годов малолитражки DAF с такой трансмиссией выпускали серийно, но большим спросом они не пользовались. Затем появились вариаторы с толкающим ремнем (CVT): в них использована стальная лента с нанизанными на нес металлическими «башмаками». которые передают толкающее усилие с одного шкива на другой. Ресурс вырос многократно, хотя цена этого агрегата оставалась достаточно высокой, да и КПД оставался низким по сравнению с механическими коробками передач (хотя и выше, чем у гидромеханических «автоматов»): сказывается трение «башмаков» о ленту. Большинство серийных вариаторов — именно такие (Nissan Micra, Honda Civic, Fiat Punto).

Хорошее не забывается

Но и тянущий ремень не канул в Лету. Сегодня он сильно отличается от своего резинового «дедушки» — его основу составляют полимерные звенья сложной формы. Такая передача может работать без смазки, а КПД у нее почти как у механической КП. Разработаны конструкции и вообще без ремня, вместо него используется стальной ролик между двумя «конусами» (так называемый торовый вариатор).

Главная особенность вариатора — бесступенчатая передача крутящего момента

Стоит ли покупать машину с неведомым агрегатом? Конечно, ведь, помимо высокой надежности. современные вариаторы имеют ряд преимуществ перед другими КП. Во-первых, нет «задумчивости», свойственной гидротрансформаторам. О более высоком КПД мы уже упоминали, а это и меньший расход топлива, и лучшая динамика. При интенсивном разгоне мотор сразу выходит на высокие обороты и «застывает» на них. а набор скорости осуществляется за счет изменения передаточного числа вариатора. Поскольку на протяжении всего разгона двигатель работает в режиме максимальной мощности и нет потерь времени на переключение передач, динамика разгона лучше, чем у автомобилей с механическими КП. Если газ в пол не давить, стрелка тахометра сначала застынет на более низких оборотах, причем частота вращения коленвала будет степенно расти по мере разгона — это сделано специально для того, чтобы привыкшие к обычным коробкам водители не испытывали дискомфорта по поводу того, что скорость растет, а обороты остаются прежними. На новых моделях можно включить режим «виртуальной» механической КП, при этом передаточное число будет изменяться ступенчато по команде водителя. Число передач и их передаточные отношения можно легко варьировать — это ли не мечта активного драйвера?